Недавняя «террористическая» атака на посольство Азербайджана в Тегеране, в результате которого погибли сотрудники посольства, приблизило две страны к войне. Об этом пишет международный аналитический сайт Silk Road Briefing в статье «Азербайджан и Иран приближаются к военному конфликту». 

«Такое событие нанесло бы ущерб Международному транспортному коридору Север-Юг и перекрыло бы маршруты Каспийского моря от азербайджанского порта Баку до каспийских портов Ирана, обеспечивающих доступ товаров из Европы в страны Персидского залива и Южной Азии. Это сократило бы торговлю ЕС с Азией только до варианта Суэцкого канала и, вероятно, ограничило бы доступ к Среднему коридору через Казахстан.

Напряженность между двумя странами накапливалась вместе с многочисленными составляющими. Одно из них связано с азербайджанским меньшинством, проживающим на северо-западе Ирана, насчитывающим в стране около 25-35 миллионов этнических азербайджанцев. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил в декабре 2022 года, что иранские азербайджанцы являются «частью нашей нации».

Еще одним важным вопросом являются внешнеполитические связи Азербайджана. Баку тесно сотрудничает с главным врагом Ирана – Израилем. Всего за 10 месяцев 2022 года товарооборот между Азербайджаном и Израилем составил 1,2 миллиарда долларов США, частично в результате Авраамовых соглашений. Баку поставляет Израилю нефть и нефтепродукты, а также закупает высокотехнологичное оружие: электронику двойного назначения, ударные и разведывательные беспилотники, навигационные и оптические системы, высокоточные боеприпасы. Совсем недавно две страны официально оформили эти отношения, открыв взаимные торговые представительства. Правительство Азербайджана также объявило об открытии посольства в Тель-Авиве.

В Иране к деятельности Израиля относятся враждебно. Азербайджан граничит с Ираном по суше и Каспийскому морю, которое Иран рассматривает как потенциальный коридор для использования израильскими силами специальных операций в качестве плацдарма для нанесения ударов по Ирану. Теоретически Израиль мог бы использовать территорию Азербайджана для размещения операторов беспилотных летательных аппаратов, дозаправки своих истребителей и использования в качестве базы для диверсионных групп. Ослабленный Иран потенциально позволил бы Азербайджану претендовать на две иранские провинции – Западный и Восточный Азербайджан и, возможно, Ардебиль», - отмечает аналитический сайт.

По мнению автора статьи Криса Денвоншир-Эллиса, еще одним спорным вопросом является проект «зангезурского коридора». 

«Азербайджан хочет проложить прямую дорогу в Нахичеванский эксклав и расширить ее дальше до Турции. Маршрут должен проходить через Сюникскую область Армении. Реализация проекта может отрезать Иран от Армении, а следовательно, помешать торговле Тегерана со странами ЕАЭС.

Кроме того, строительство коридора приведет к дальнейшему укреплению в турецком регионе. У Ирана есть выгодное соглашение о свободной торговле с ЕАЭС, и этот проект потенциально может помешать растущим объемам торговли», - подчеркивается в статье. 

Аналитический сайт отмечает, что обеспокоенность Ирана возросла после того, как в сентябре 2022 года на границе между Азербайджаном и Арменией, за пределами Карабаха, произошли крупномасштабные столкновения. 

«Баку показал, что готов решить этот вопрос силовым путем. Тегеран тогда заявил, что не потерпит изменения границ. Открытие иранского консульства в административном центре Сюникской области, городе Капан, стало наглядным свидетельством поддержки Армении. В ответ Министерство иностранных дел Армении пообещало открыть свое консульство в городе Тебриз, который считается столицей иранских азербайджанцев.

После этого Иран и Азербайджан начали поигрывать мускулами. В октябре-ноябре прошлого года Баку и Тегеран провели военные учения в приграничных районах и обменялись резкими заявлениями. Иранский депутат Мохаммад Сафаи объяснил, что эти шаги были посланием всем недоброжелателям. По его словам, любые действия против Исламской Республики «дорого обойдутся врагам». Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Баку был вынужден начать учения, «чтобы показать, что мы не боимся». «Мы сделаем все возможное, чтобы защитить наш образ жизни, светский вектор развития Азербайджана и азербайджанцев, в том числе азербайджанцев, проживающих в Иране», - сказал он. Это перекликается с позицией России в отношении этнических русских, проживающих на востоке Украины», - отмечает сайт.

Автор статьи подчеркивает, что США будут лично заинтересованы в том, чтобы Иран проиграл конфликт с Азербайджаном, и будут поддерживать смену режима. 

«Если в результате Иран потеряет территорию, вряд ли США будут сильно беспокоиться. В более краткосрочной перспективе произошли бы значительные перебои в европейской торговле на Восток, что привело бы к повышению цен на всех рынках транспортного коридора Север-Юг и Среднего коридора. В долгосрочной перспективе, если произойдет смена режима в Тегеране, то коридор Север-Юг попадет под большее влияние Запада. Это оптимальный исход для ЕС и Соединенных Штатов. То, как это повлияет на российскую торговлю, будет зависеть от состава любого будущего иранского правительства, а также от их позиции в отношении санкций и желательности отношений с Россией», - подчеркивается в статье.