Eвразийской интеграции в долгосрочной перспективе нет альтернативы – Александр Гущин
СоотечественникиО развитии гуманитарного сотрудничества России со странами СНГ, а также о евразийской интеграции и об отличительных чертах российской цивилизации мы побеседовали со старшим научным сотрудником Института евразийских и межрегиональных исследований Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), экспертом Российского совета по международным делам (РСМД) Александром Гущиным.
- Александр Владимирович, насколько для России на современном этапе является приоритетным развитие и углубление научно-образовательного сотрудничества со странами СНГ?
- В современной международной ситуации, когда мы говорим о серьезных трансформациях международного порядка, о постепенном, пусть не быстром, но переходе к многополярной системе международных отношений, который активно интенсифицировался буквально в последние годы, естественно, роль гуманитарной политики и гуманитарной составляющей очень велика. Это касается двусторонних отношений России с целым рядом стран постсоветской Евразии и не только. Это касается также и интеграционных процессов на евразийском пространстве. Конечно, мы понимаем, что приоритет в интеграционных процессах отдается экономике, как в Евразийском экономическом союзе, либо вопросам безопасности и стабильности, как в ОДКБ. Но тем не менее мы должны прекрасно отдавать себе отчет, что без социальной, гуманитарной проблематики, где огромную долю имеет наука и образование, обойтись очень сложно. Потому что в современном мире междисциплинарно все и ,естественно, процессы той же экономической интеграции без научного сопровождения, социальных и личных связей, вряд ли возможны. Их просто невозможно эффективно вести без всего этого. Кроме того, мы в России сегодня часто говорим об интенсификации поворота на Восток. Но этот поворот должен носить системный характер, а, соответственно, развитие отношений со странами мирового большинства –требует очень хорошего знания специфики этих стран. И это же касается и стран постсоветской Евразии. Поэтому подготовка специалистов, в том числе и в вопросах сотрудничества в рамках гуманитарных отношений, социогуманитарной повестки, конечно, должна быть нашим приоритетом. В этой связи Российский государственный гуманитарный университет уже много лет осуществляет подготовку специалистов по тем направлениям, о которых я только что сказал, и стремится активно вести экспертную и научную деятельность в этом ключе. Несмотря на то, что этот путь не такой простой, но определенных успехов мы в этом направлении добились, и у нас есть целый ряд партнеров и в странах СНГ, и в странах дальнего зарубежья, с которыми и университет, и Институт евразийских и межрегиональных исследований, активно взаимодействуют.
- Недавно в РГГУ состоялось совещание базовых организаций СНГ и славянских университетов по направлениям вузовского гуманитарного сотрудничества. Что это было за совещание, и каковы его итоги?
- Это было интегрированное мероприятие. Собрались представители базовых организаций — это ведущие вузы России, а также представители славянских университетов, что очень важно. В ходе этого совещания коллеги, представители руководства этих вузов сообщили о тех достижениях, успехах, проектах, которые они вели в последнее время по направлению СНГ. Естественно, каждый вуз имеет свою специфику. Вы сами участвовали в этом мероприятии и помните, что там был и ректор МПГУ, и представители руководства других вузов, наши коллеги из Беларуси из университета БГПУ. Они рассказали о том, что делают по своей проблематике как базовые организации. Это и педагогическое образование, и образование для лиц с ограниченными возможностями, и лингвистическое. Речь шла о подготовке учебников, учебных пособий по языкам, по истории стран СНГ. Ну и, конечно, были намечены основные перспективы на будущий год в контексте издательской деятельности, развития программ повышения квалификаций, которые являются действительно нашим приоритетом, и здесь еще много предстоит сделать. И касательно вклада, который вузы вносят в празднование 80-летнего юбилея Великой Победы. Это была основная повестка заседания. Была принята программа действий. И я считаю, что деятельность базовых организаций - вузов по направлению сотрудничества с СНГ - один из важнейших приоритетов в развитии гуманитарных связей в целом, а также научно-образовательных связей между нашими странами.
- Одна из тем, которая обсуждалась, это межгосударственная программа по реализации концепции формирования единого общего образовательного пространства СНГ на 2025-2030 годы. Можете подробнее рассказать, что представляет эта программа?
- Разработка этой концепции действительно очень важна и представляет многофункциональный комплекс. Это должно быть и совершенствование правовой базы сотрудничества, то есть обновление тех документов, которые имеются, исходя из современных реалий. Например, из реалий того же дистанционного образования, информационно-коммуникационных технологий и так далее. Второй важный аспект, который я бы выделил, это комплекс мероприятий. Я уже отметил относительно 80-летия Великой Победы, но, конечно, тут нужно учитывать, что эти мероприятия должны иметь комплексный и долгосрочный характер. У нас иногда бывало так, что провели мероприятие и долгосрочного отзыва от него нет. В последнее время уже все коллеги пришли к общему мнению о том, что необходима цикличность и от каждого мероприятия нужно иметь долгосрочный эффект. Прежде всего, эффект в налаживании социальных связей между представителями профессионального сообщества и, главным образом, между молодежью. Это очень важно. Студенческие контакты здесь, безусловно, очень важны. Но я ужe не говорю о том, что каждое мероприятие должно иметь на выходе научный или экспертный, образовательный продукт, который мог бы использоваться в дальнейшей работе. Вот в этом плане наш университет и Институт евразийских и межрегиональных исследований подготовили сборник “Aрменоведениe”, где ведущие специалисты из Армении и России написали труды по самому широкому спектру : истории, истории культуры Армении, взаимодействию России и Армении и в историческом контексте, и в контексте постсоветского периода, после распада Советского Союза. Получился довольно большой сборник, который скоро увидит свет. И я бы оценил эту концепцию как необходимый такой микс, синтез именно правовых оснований и набора комплекса мероприятий двустороннего и многостороннего характера, который позволит интенсифицировать и углубить наше взаимодействие.
- Сборник “Арменоведениe” был создан в рамках совместного проекта РГГУ с Российско-армянским университетом- Центра евразийских исследований. Подобные центры действуют также в рамках сотрудничества с другими Славянскими университетами. Расскажите, пожалуйста, какие основные цели и задачи у этих проектов?
- Славянские университеты в странах СНГ — это Таджикистан, Кыргызстан, Республика Беларусь и, конечно же, Армения, РАУ. Это очень важные проекты, и наша задача — оказать всецелое содействие развитию славянских университетов и расширить палитру нашего взаимодействия - проектную, образовательную, научную. При этом каждый вуз имеет свою специфику, исходя из национальной и, конечно, специфики самого вуза. Например, Белорусско-российский университет специализировался больше на технической направленности, но в последние годы там стала развиваться и гуманитарная составляющая. Сегодня в любом техническом вузе невозможно обойтись без гуманитарной составляющей, а в гуманитарном – без технической. Потому что вопросы информационной безопасности, искусственного интеллекта, информационно-коммуникационных технологий в целом, применение этих технологий в гуманитарной сфере, разные методы анализа гуманитарной сферы сегодня являются обязательной составляющей.
При поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации мы в каждом славянском университете создали центры евразийских исследований, которые должны действовать по трем направлениям. Это научное направление, в том числе издание научных трудов; образовательное и, конечно, экспертное. Я бы выделил также экспертное, потому что сейчас в информационном потоке, в условиях информационной борьбы, которая идет на мировой арене, очень важно доносить свою позицию и активно взаимодействовать между профессиональными экспертами, в том числе академического плана, чтобы быть заметным и в информационном пространстве. Мы стремимся развивать эти три составляющие, но мы, конечно, еще только в начале пути. И, повторюсь, здесь очень важны и моменты институциализации, и постоянной работы. Но многое уже сделано. Например, в Беларуси прошло уже два крупных научно-образовательных и экспертных форума. Это форум имени Громыко. В следующем году будут проведены подобные форумы в каждом славянском университете. На будущий год у нас предусмотрено активное развитие именно научно-издательских проектов. В частности, после “Aрменоведения” у нас уже идет работа над большим томом “Tаджикистановедение” по изучению истории, истории культуры, международной жизни, роли Таджикистана в международных отношениях и так далее. Так что проект в начале пути, но уже определенные достижения есть, и мы, со своей стороны, приложим все усилия: и кадровые, интеллектуальные, организационные, для того, чтобы он развивался далее. И, конечно, он не может развиваться без поддержки, и здесь поддержка Министерства науки и высшего образования России очень для нас важна.
- Как Вам видится будущее евразийской интеграции в контексте современных геополитических процессов?
- Евразийская интеграция сегодня стоит перед целым рядом вызовов. Это связано и с давлением внешних акторов, и факторов, так скажем, конкурентных России. Это связано и с ситуацией в каждой отдельной стране, которую надо рассматривать совершенно конкретно. Но я бы сказал, если посмотреть в долгосрочной перспективе, то альтернативы евразийской интеграции нет.
Конечно, Россия как сторонник и проводник идеи многополярного мира прекрасно осознала - и я думаю, что это осознание носит системный и стратегический характер - что развитие отношений со странами СНГ, постсоветской Евразией, со странами мирового большинства, это не ситуативный какой-то процесс, а реальность, в которой мы будем находиться долгое время, то есть в самой долгосрочной перспективе.
Мир меняется, и роль этих стран и новых интеграционных структур и объединений, таких, как Шанхайская организация сотрудничества, такая, как БРИКС, будет усиливаться. Кстати, недавно у нас в институте вышла книга по БРИКС, посвященная странам-членам объединения. Я думаю, что проблемы еще будут на этом пути и с точки зрения экономики, и - политических вопросов. Конечно, конкуренты здесь оказывают серьезное влияние, но при таком системном подходе альтернативы, я думаю, здесь нет. Поэтому думаю, что евразийская интеграция остается и будет оставаться важнейшим приоритетом для России и так или иначе будет вписана в процесс трансформации международных отношений в целом и будет важным элементом трансформации международного порядка в сторону многополярности.
- Александр Владимирович, Россия сегодня позиционирует себя как отдельная цивилизация. Каковы ее отличительные черты?
- Да, действительно, в последнюю концепцию внешней политики 2023 года в России внесен тезис о российской цивилизации, чего раньше в наших концепциях не было. Это вопрос одновременно и сложный, и важный. Сложный, потому что, на мой взгляд, недостаточно просто указать, что мы - цивилизация. То есть должен быть определенный набор базовых отличительных установок и понимание того, на чем она стоит. Это, безусловно, особенности исторического развития, которые отличают Россию, например, от тех же стран Западной Европы, при том, что мы, безусловно, культурно связаны. И здесь отдавать Европу нашим западным конкурентам я бы не стал. На Западе происходит процесс дехристианизации, там уже нет классического либерализма, который мы понимаем как либерализм рубежа 19-го - начала 20-го веков. Все это трансформировалось в неолиберальные течения. По сути дела, они иногда даже носят человеконенавистнический характер с разных точек зрения - гуманитарной, социальной, антропологической. Это вопросы разрушения семьи, которые тоже затронули значительную часть обществ западных стран. Традиционные европейские ценности, от которых сегодня часто отказываются в странах коллективного Запада, нам тоже по большому счету не чужды. Надо сказать, что эти негативные процессы, конечно, затронули и постсоветское пространство. Надо говорить откровенно, что в нашем обществе тоже есть целый ряд проблем, которые нуждаются в исправлении, в том числе и по тем линиям, которые я только что обозначил. Но все же традиционные ценности, основанные на базовых установках семьи, ценности жизни, отношениях мужчины и женщины, безусловно, для нас очень-очень важны, и в нашей истории мы можем их черпать безмерно.
Второй момент, который я бы отметил, это принцип суверенитета. Суверенитет в международных отношениях и принцип невмешательства во внутренние дела стран и установление двусторонних и многосторонних отношений, интеграционных связей на договорной основе без того давления, которое мы наблюдали в последние десятилетия. В 90-е годы сложилась ситуация, которая после крушения биполярной системы привела к однополярному миру, когда доминировала одна страна в мире и ее сателлиты. Суверенизация касается не только международных отношений, но и мысли, образования, науки и многих-многих других аспектов нашей жизни. Это не значит, что опять же мы должны впасть в архаику, выбросить достижения, которые были. Но тем не менее определенный баланс здесь должен быть, и та смещенность в сторону глобальных процессов, которую нам диктовали извне, должна смениться.
Далее- вопрос воспитания. То, что у нас образование в последние годы зачастую получило статус услуги, а воспитательная функция из той же школы в значительной степени ушла, это тоже нуждается в серьезной корректировке. А эту корректировку можно осуществить только при комплексном изменении системы и педагогического образования, в том числе, и базовых семейных установок, и, собственно, работы в самой школе. Поэтому это тоже очень важный момент, который в значительной степени касается цивилизационной парадигмы развития, именно воспитание - уважение к предкам, к прошлому и многое-многое другое. Поэтому я бы выделил этот набор таких базовых установок. Но я хочу отметить, что сам термин «цивилизация» и понимание его требует очень серьезной научной проработки. В последнее время и у нас, и в целом ряде вузов, в том числе в МГУ были конференции на этот счет, где участвовали ведущие специалисты, историки, политологи, социологи. Они активно занимаются этой проблематикой. Эта проблематика получила отражение уже и в практическом плане. Например, у нас введен предмет «Основа российской государственности». Это тоже вот все в контексте того, о чем я сказал. Поэтому опять же это хорошо, что внесли тезис о российской цивилизации, но нужно заниматься научным обоснованием этого и практическим внедрением в образовательную сферу.
Беседу вела Заруи Бабуханян