Присоединение Ирана к ОДКБ окажет стратегическое влияние на весь регион
Регион
На вопросы медиахолдинга «Иравунк» отвечает иранский журналист и политолог Хаял Муаззин.
-Ходят слухи, что Иран может в 2025 году стать членом ОДКБ. Всё пока на стадии переговоров, они ведутся одновременно с финализацией договора о стратегическом партнерстве Ирана с РФ. Якобы эта информация получена во время визита в Ереван секретаря Высшего совета нацбезопасности Ирана Али Акбара Ахмадиана. Вы рассматриваете такую вероятность?
- Эти слухи уже обсуждаются в политических кругах, но пока не получили официального подтверждения. Однако можно с уверенностью сказать, что такое развитие событий вполне вероятно. Мир движется к формированию нового мирового порядка, основанного на многополярности, и создании независимых военных альянсов.
Присоединение Ирана к ОДКБ окажет стратегическое влияние на весь регион. Вступление позволит Ирану укрепить свои оборонные позиции и установить более тесные связи с ключевыми партнёрами, такими, как Россия, Казахстан и другие страны Центральной Азии. Более того, участие в ОДКБ открывает возможность Ирану противостоять западным угрозам в формате коллективной безопасности, что полностью соответствует его стратегическим интересам.
Более того, учитывая быстро меняющуюся международную обстановку, в политических кругах Ирана активно обсуждается необходимость создания военного альянса мусульманских стран. Эта идея пока не получила широкой огласки в СМИ, но Иран продолжает расширять и укреплять связи с мусульманскими государствами.
Аятолла Хаменеи в пятничной проповеди после второй военной операции против сионистского режима несколько раз подчёркивал важность укрепления отношений с мусульманскими странами. Формирование такого военного союза потребует времени, но этот процесс уже начался.
- Некоторые азербайджанские СМИ распространяют клевету и лживые обвинения в адрес представителя аятоллы Хаменеи - Сейида Хасан Амили. Какие цели ставят перед собой азербайджанцы такими инсинуациями, по - вашему?
-Эта кампания является частью информационной войны, направленной на дестабилизацию добрососедских отношений между Ираном и Азербайджаном. Подобные обвинения носят явно пропагандистский характер и служат интересам внешних игроков, стремящихся подорвать единство мусульманских стран. Однако эта информационная атака не оказывает существенного влияния на общественное мнение, потому что современное общество прекрасно различает правду и ложь. Кроме того, сам аятолла Сейид Хасан Амили уже дал официальные разъяснения по этому вопросу и народ услышал всю необходимую информацию. Поэтому этот инцидент не заслуживает особого внимания, и в Иране его не воспринимают всерьёз.
- Для подписания соглашения между Ираном и Россией стороны подготовили проект нового стратегического соглашения, который охватывает политические, экономические, энергетические, технологические и оборонные аспекты. В нём предусмотрено сотрудничество в таких областях, как международная торговля, энергетика, мирное использование ядерной энергии, борьба с терроризмом, кибербезопасность, экология, проблемы Каспийского моря, противодействие отмыванию денег и организованной преступности. Какие выгоды может иметь Армения от этого соглашения?
- Этот договор имеет стратегическое значение не только для Ирана и России, но и для безопасности всего региона. Отношения между Ираном и Россией вышли на новый уровень, превосходящий рамки традиционного стратегического партнёрства. Мы знакомы с публичными пунктами соглашения, опубликованными в СМИ, но очевидно, что есть и закрытые аспекты, которые станут известны со временем. Для Армении важным моментом этого договора является пункт, в котором Россия обязуется уважать международно признанные границы Ирана.
Это означает, что вопрос Зангезурского коридора должен решаться с учётом позиции Тегерана, а Россия не будет предпринимать шагов, противоречащих интересам Ирана. Этот момент имеет важное геополитическое значение и может повлиять на дальнейшую ситуацию в регионе.
-Иранский депутат Рухолла Мутафаккир Азад заявил, «что в Азербайджане некоторые депутаты выдвигают территориальные претензии к Ирану». Конец цитаты. И это ведь государственная политика Азербайджана. С другой стороны, как передает «Qafqazinfo» со ссылкой на Telegram-канал «Свободный Иран», активисты из Южного Азербайджана расклеили фотографии президента Азербайджана Ильхама Алиева и его турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана на стенах в разных частях города Тебриз. Кто эти активисты, кто за ними стоит?
- К сожалению, некоторые официальные лица Азербайджана своими заявлениями наносят ущерб добрососедским отношениям. Однако иранские власти всегда давали чёткий и жёсткий ответ на подобные территориальные претензии.
Что касается расклеивания фотографий Алиева и Эрдогана в Тебризе, то этот случай был раздут в СМИ и не отражает реальной картины. В действительности, это действия отдельных лиц, выполняющих их за денежное вознаграждение. Как правило, плакаты расклеиваются в безлюдных местах, фотографируются для создания информационного повода, а затем быстро удаляются. Иранские спецслужбы осведомлены о подобных манипуляциях.
- В своей лекции иранский генерал Бехруз Эсбати, один из командиров Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и последний иранский генерал, покинувший Сирию во время бегства Башара Асада в Москву, оценивая роль иранских сил, заявляет, что, несмотря на сложные условия, иранские силы продолжали оказывать поддержку Сирии, сталкиваясь с многочисленными препятствиями как внутри страны, так и со стороны её союзников. Оцените роль разных игроков в этой ситуации.
- Иранское правительство и его военные структуры на протяжении всего конфликта демонстрировали неизменную поддержку режиму Башара Асада. Аятолла Хаменеи не раз подчеркивал, что Сирия — это стратегический союзник Ирана и любые попытки её дестабилизации являются частью заговора США и их союзников. Прямым подтверждением этой позиции были как минимум два официальных визита представителя Ирана Али Акбара Лариджани в Сирию, которые имели целью укрепление позиции Башара Асада и заверение его в том, что Иран будет стоять на его стороне до конца.
Однако стоит отметить, что несмотря на усилия Ирана, Башар Асад не сумел сохранить лидерство в критический момент. Его неспособность мобилизовать национальные силы и армию для защиты территориальной целостности страны стала одним из ключевых факторов ослабления сопротивления. К сожалению, все это поставило сирийский народ в тяжелое положение и лишило Асада возможности войти в историю как национальный герой.
При этом Иран и Россия сделали вывод, что продолжение активного присутствия без сильной политической и военной опоры внутри самой Сирии становится нецелесообразным. Однако, как отмечал аятолла Хаменеи в своих выступлениях, тема Сирии не закрыта. Он подчеркивал: «Сопротивление живо, и оно будет расти. Сирийская молодежь сама освободит свои земли от когтей Америки и сионистов». Мы уже начинаем наблюдать первые признаки этих изменений, которые подтверждают, что нынешний режим, созданный внешними силами, не будет долго удерживать власть.
Эти процессы показывают, что ситуация в Сирии далеко не завершена. Влияние Ирана в регионе остается значительным, и дальнейшие события, несомненно, станут важным этапом в истории противостояния глобальным гегемонистам.
- Алиев заявляет, что Иран должен извиниться перед Азербайджаном: «Это не первый раз, когда священнослужитель из одного региона, который всегда распространяет ненависть, ведёт себя подобным образом. Священнослужитель из Ардебиля неоднократно оскорблял нашу страну, наш народ и лично меня. На этот раз были оскорблены главы государств Турции и Азербайджана. Он должен быть наказан, снят с должности, и Иран должен вновь извиниться перед нами». Почему господин Алиев так осмелел?
- По этому вопросу иранские власти, а также Сейид Хасан Амили уже дали свои разъяснения. Лицо, выступившее с этим заявлением, является частным лицом и не представляет официальные структуры Ирана.
В будущем необходимо принять меры, чтобы подобные инциденты не оказывали негативного влияния на двусторонние отношения. Как я уже отмечал, укрепление связей между мусульманскими странами является стратегической целью. Обе стороны – Иран и Азербайджан – рассматривают этот вопрос в рамках дипломатического урегулирования, и в Иране понимают обеспокоенность Азербайджана, но не считают этот случай неразрешимым.
- Эксперты считают, что Иран не видит другого выбора для своего выживания, кроме как добиться стратегического преимущества в борьбе за транспортные коридоры, опередив Турцию и Израиль. Этот шаг необходим для укрепления его позиции в регионе и на глобальной арене. Вы согласны с такой постановкой вопроса?
- Мы находимся на пороге формирования нового мирового порядка, и контроль над транспортными коридорами будет определять геополитическое влияние стран. Иран осознаёт своё стратегическое положение и активно готовится к изменяющейся международной обстановке.
Сегодня конфликты уже не связаны с территориальными претензиями – основным объектом противостояний становятся ключевые торговые и транспортные пути. Поэтому Армении следует эффективно использовать своё геополитическое положение и участвовать в совместных инфраструктурных проектах с Ираном, что обеспечит ей существенное стратегическое преимущество в будущем.
- В этом контексте можно констатировать, что позиция Ирана по северной границе с Арменией остается неизменной? Отметим, что она много раз артикулировалась иранскими официальными лицами. «Зангезурский коридор» – это красная линия для Исламской Республики Иран или уже нет? Ведь невооружённым глазом заметно, что бенефициары изменения границ - именно Израиль при активном участии Турции и Азербайджана.
- Иранское руководство с самого начала и по сей день не изменило свою позицию по этому вопросу, особенно учитывая, что без одобрения аятоллы Хаменеи никакие решения по этому вопросу не могут быть приняты. Как я уже отмечал ранее, Иран не выступает против строительства Зангезурского коридора, однако его основное требование заключается в том, что существующие международно признанные границы между Ираном и Арменией должны оставаться неизменными. Другими словами, коридор может быть создан только при соблюдении условий, выдвинутых Тегераном. Я убеждён, что этот вопрос будет решён в рамках политических переговоров.
Что касается военного аспекта, то Иран обладает достаточной мощью, чтобы пресечь любые угрозы своей безопасности. В любом случае Тегеран не позволит, чтобы его стратегические интересы оказались под угрозой.
Беседовал Саркис Саркисян